14 ноября 2019
четверг

События и комментарии

Написать
в редакцию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

Трудная история праздника Рождества

07.01.2019 9:00


Рождество - один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.


Трудная история праздника Рождества


Появление праздника

Первоначально в христианских церквях Рождество не праздновалось отдельно, поскольку было очень сложно вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось в один день с крещением Господним, которое отмечается в церквях 19 января, а по старому стилю - 6 января.

Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как "День рождения Христа в Вифлееме". Почему был выбран именно этот день? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8–9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца.

Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе". Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества!

Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III век), одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие - 6 или 10 января. По третьим свидетельствам II–III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату - 25 декабря. Эту дату уже принимает святой Ипполит (III век), её защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Ранние традиции на Руси

На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества - Сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань "зелёному змию". Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

Если до XVIII века Рождество было преимущественно церковным и семейным праздником, то при Петре I оно стало более светским. Конец декабря - начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года.

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю - 25 декабря, а Россия - по юлианскому - 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.

Возвращение евангельского смысла

С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.

На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова "штунде" - час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. В конце XVIII столетия Екатерина II подписала манифест, по которому из Европы в Южную Россию могли переселяться немцы для освоения пустынных земель. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия.

Рождество до революции

Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня - рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения.

Княгиня Наталья Фёдоровна Ливен - жена церемониймейстера при дворе Александра II, её сестра - княгиня Вера Федоровна Гагарина и их двоюродная сестра Елизавета Ивановна Черткова - вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Крутикова‚ героя войны 1812 года, начали активно участвовать в этом служении, предоставив средства и открыв свои дома для организации таких праздников. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.

Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. А. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.

Рождество в Советском Союзе

В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Упоминание о Рождестве можно было найти только в литературе‚ написанной русскими классиками до 1930 года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. А. Орлов открыл собрание краткой молитвой. "Тихая ночь, дивная ночь", - раздаётся общее пение этой замечательной рождественской песни! Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет "Пастухи в полях дремали". Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1–7 и отметил разницу в проведении переписи в то время (по месту рождения) и теперь (по месту жительства). "Господу угодно было, - говорил брат, - чтоб Спаситель наш родился в мир не в пышных хоромах, а в бедных яслях, на соломе". Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям - рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: "Слава в вышних Богу..." Затем с кафедры произнесли слово о Спасителе как о жертве для спасения людей на основании слов Христа, записанных в Послании к Евреям 10:5–7: "Жертвы и приношения Ты не восхотел... вот иду... исполнить волю Твою, Боже"; о великом значении рождественской звезды, которая помогла волхвам найти Божественного Младенца и поклониться Ему. "Волхвы принесли Христу дары, - говорил брат Г. Яковлев, - а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему?" Брат Орлов в заключительном слове отметил удивительное послушание пастухов, которые, вняв словам ангела, сразу же пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Христу. Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни "Младенца дал нам вечный Бог" собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло.

В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца. Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира.

Сегодня мы тоже празднуем Рождество. Пусть это будет светлый праздник, который ознаменуется нашей благотворительностью, жертвенностью, любовью к погибающим людям, как это стало традицией в баптистском движении.

Алексей Синичкин, отрывок из книги «Возрождение вопреки безбожию»




Часовня на реке Наплотике

До революции Наплотинская часть Луги могла похвастаться замечательной достопримечательностью – старой деревянной часовней во имя Св. Нила Столбенского. Часовня находилась к востоку от насыпи Петербургско-Варшавской железной дороги, в трех километрах к северу от станции Луга. Местность представляла собой берег небольшого озера в окружении смешанного леса.


"Веселие руси есть питие". Из истории лужского пьянства

Эта фраза из известного произведения "Слово о законе и благодати" тысячелетней давности, во многом определяет менталитет российского народа. Ни для кого не секрет, что и сейчас любое событие в жизни наших соотечественников не обходится без употребления, порой чрезмерного, алкогольных напитков.


К истории Лужской железной дороги

170 лет назад выдумщики - братья Черепановы построили в Нижнем Тагиле железного монстра с паровой машиной и запустили его по колее длиной целых 854 метра. Так в державе нашей появились паровозы и железные дороги. Вскоре это чудо технической мысли протянуло свои насыпи и рельсы и до нашего уездного городка.


Пожар в Луге в 1858 году

27 июля 1858 года Луга подверглась опустошительному пожару. В журнале «Воскресный досуг» за 1867 год об этом говорилось следующее:


На честном слове и на одном крыле

На заре развития отечественной авиации нашему городу повезло. Многие лужане оказались непосредственными свидетелями первых полетов. В то время увидеть настоящий самолет и живого летчика считалось невиданной удачей. Показательные полеты собирали огромные толпы зевак, имена пилотов, как национальных героев, были у всех на устах.


Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция

При планировании военных действий на зиму 1944 года целью операций советских войск на северо-западном направлении являлся разгром немецкой группы армий "Север", полное снятие блокады Ленинграда, освобождение Ленинградской области от противника, создание благоприятных условий для переноса боевых действий на территорию Прибалтики.


К 75-летию освобождения города Луги

14 января 1944 года войска Ленинградского фронта перешли в наступление, разгромили Петергофскую и Стрельнинскую группировки врага и, развивая успех, начали продвижение к Луге и Нарве.


По воспоминаниям актеров старого театра

И сейчас, спустя много лет, жители Луги помнят о Наталье Никулиной. Она была театральным режиссером, и студия ее имени по сей день скрывается в недрах городского Дома культуры. Она писала стихи. Через ее театр прошло множество людей, и всем она нашла место в общем деле.


Диссиденты. Часть первая

Слово диссидент пришло в русский язык из 60-х. В энциклопедии читаем: dissidens – (несогласный) – человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с принятыми в обществе.


Диссиденты. Часть вторая

Жили у нас в городе и бывшие дворяне. Геннадий Кокорев прожил в Луге всю свою жизнь. А вот отец Геннадия, по его словам, был „барчонком“ - сыном владельца большого имения на Лисьем Носу в черте Санкт-Петербурга.


Могилу адмирала Неплюева благоустроят и отреставрируют за счет фонда из Оренбурга

В деревне Поддубье Лужского района покоится прах адмирала Неплюева, который являлся губернатором Оренбурга. Фонд "Регионразвитие" из этого города планирует благоустроить и отреставрировать могилу адмирала.


Древняя история Полужья

Заселение Полужья происходило вслед за отступающим ледником в эпоху мезолита. К этой эпохе относится самая древняя стоянка первобытного человека на территории Лужского муниципального района. Она открыта археологом В. Ш. Тимофеевым в 1982 г. у д. Соколок.


За кулисами убийства Кирова

27 марта весь цивилизованный мир отмечает Международный день театра. И мало кто вспомнил о том, что эта же дата является днем рождения Кирова - одного из самых ярких персонажей политического театра эпохи 20-30 годов.


На пароходе по реке Луге

В начале ХХ века предприниматель Павел Петрович Плетцер наладил регулярное пароходное сообщение. В Луге, на берегу реки у Городского сада находилась пристань. Сюда подходили небольшие пароходики и развозили пассажиров по селам Лужского уезда.


Катастрофа на пароходе “Луга”, произошедшая в начале XX века

В июле 1902 года в петербургских газетах появляется сообщение о катострофе. На реке Луга пошел ко дну пароход.


Читали газеты и сто лет назад

18 июня 1909 года в Луге вышел первый номер местной газеты. Вашему вниманию предлагается глава из книги "Незнакомая Луга" профессора, доктора исторических наук СПбГУ Валентина Ивановича Хрисанфова.


Боевой путь товарища Дмитриева

Об Иване Дмитриевиче Дмитриеве написано не очень много. До войны он был первым секретарем Лужского райкома партии. По воспоминаниям современников это был человек кристальной душевной чистоты, чуткий к нуждам людей, непримиримый к любым недостаткам в работе партийных и советских органов.


Из сообщения секретаря Лужского райкома ВКП(б) Дмитриева об организации крушения воинского эшелона

Перед группой в 6 чел., выделенной для организации взрыва поезда, была поставлена задача: взорвать воинский эшелон с военной техникой и людьми, направляемыми из резервных немецких частей, расположенных в Луге, в виде пополнения на Ленинградский фронт.


А помним ли?

К сожалению, об Иване Дмитриевиче Дмитриевом сравнительно мало информации. Известно, что он являлся уроженцем деревни Псоедь Осьминского поселения, работал первым секретарем Лужского райкома, проявил себя во время войны, был награжден орденом Ленина.















Первенство Ленинградской области по самбо

Преступный тандем путешествовал по Лужскому району, опустошая частные дома

Выездное расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Жители Лужского района обеспокоены разрастающейся свалкой во Мшинской

Детям играть у водоемов играть нельзя!

Мероприятия в рамках проекта "Луга Балт-2"

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

Жительница Лужского района заплатила за лечение избитого ею мужчины

Областной конкурс экологических маршрутов

Летучие отряды против борщевика

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

Сводка ОМВД России по Лужскому району с 5 по 10 ноября



Жители Лужского района обеспокоены разрастающейся свалкой во Мшинской

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

В трясине реки Быстрица погиб чиновник администрации Лужского района. Рядом нашли гарпун

В Луге водитель Chery насмерть сбил пешехода на проезжей части

Есть проблемы с вывозом мусора? Звоните на горячую линию регоператора

Грабители украли деньги из платежного терминала в магазине "Магнит" в Осьмино

Сводка ОМВД России по Лужскому району с 5 по 10 ноября


Сезон пала травы

Большинство природных пожаров происходит из-за бесконтрольных палов сухой травы и растительности. Обычно палы проводятся населением без соблюдения правил пожарной безопасности, что приводит к переходу огня на населенные пункты, объекты экономики, земли лесного фонда.



Мероприятия в рамках проекта "Луга Балт-2"

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

Часовня на реке Наплотике

Грабители украли деньги из платежного терминала в магазине "Магнит" в Осьмино

Два часа в плену у ночной Ласточки

Верхолаз Кирюша ненадолго обесточил Лугу

Область ликвидирует незаконные рубки

У мусорной реформы в Ленобласти есть проблемы: платежи собираются плохо, отходов слишком много

В Луге открыли новый "значимый объект"

Лужский район принимал Спартакиаду государственных и муниципальных служащих



Выездное расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Детям играть у водоемов играть нельзя!

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

Областной конкурс экологических маршрутов

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

V районный фестиваль чтецов русской классической поэзии "Поэты золотого века"

Житель Луги задержан за кражу спортивной одежды из магазина

Состоялся большой этнографический диктант

Фестиваль юниор-лиги КВН Ленинградской области

Грабители украли деньги из платежного терминала в магазине "Магнит" в Осьмино




(С) Медиапортал "События и комментарии", Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2001 - 2019

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Главный редактор Дмитрий Ефимов

На главную   События ТВ   События Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты