15 июля 2020
среда

События и комментарии

Написать
в редакцию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

По воспоминаниям актеров старого театра

24.01.2019 21:00


И сейчас, спустя много лет, жители Луги помнят о Наталье Никулиной. Она была театральным режиссером, и студия ее имени по сей день скрывается в недрах городского Дома культуры. Она писала стихи. Через ее театр прошло множество людей, и всем она нашла место в общем деле.


По воспоминаниям актеров старого театра


Благодаря многочисленным победам лужского театра на областном фестивале "Театральная весна", проходящем раз в два года, теперь этот конкурс проводится только в Луге.

Вот примерно и все. С одной стороны, это немало. Достаточно для того, чтобы ее фигура медленно и безболезненно растворилась в памяти города, превращаясь в невесомый призрак. С другой стороны, по земле ходит множество людей, которые знали ее, общались и работали с ней. Людей, для которых это общение было важным, переменило их мысли или судьбы. Людей, которые и сейчас не могут вспоминать о ней без глубокого волнения. Каждый из них сохранил свою особенную память о ней, и память эта – его личное интимное дело, куда никто не имеет право вмешиватьсяиникто не имеет право судить.

Я отдаю себе отчет в том, что не смогу восстановить образ Натальи Никулиной таким, каким его помнят эти люди, ибо память у каждого своя. Я хочу только свести воедино те распыленные факты, которые сумела уловить в "лужском" воздухе.

Зачем? Просто эта история стоит того, чтобы быть рассказанной.

Кроме воспоминаний множества разных людей, от театра Натальи Никулиной остались газетные вырезки из единственной тогда в городе газеты "Лужская правда" и фотографии. Четкие и слепые, постановочные и поймавшие случайный момент. Теперь все они бесценны.

Я сознательно не ссылаюсь на газетные публикации, потому что на самом деле почерпнуть из них можно не так уж много. Из них можно узнать даты и названия спектаклей, исполнителей главных ролей. Это тоже, конечно, важная информация, но в этом смысле из программок, которые печатались к каждому спектаклю и тоже сохранились, можно узнать даже больше. По-настоящему незаменимым источником являются воспоминания актеров Никулиной и тех, кто ее знал, так как только из них можно узнать о ее личности, о том, как она работала, о внутренней истории подготовки спектаклей, без которой этот очерк был бы простым перечислением названий и дат.

Наталья Слепченко (это ее девичья фамилия) родилась в 1948 году в поселке Толмачево в учительской семье. Она принадлежала к настоящей профессиональнойдинастии. Отец, бывший фронтовик, участник боев на Лужском рубеже, одно время был директором в Шильцевской школе, дядя – директором школы в Толмачево. Благодарные ученики вспоминают его до сих пор. Всего среди родственников Натальи было девять учителей. Она и ее младшая сестра Галина росли в атмосфере уважения и любви к русской литературе, внимательного отношения к родной земле и природе.

В Толмачевском Доме культуры Наталья впервые посетила театральный кружок.

Окончив среднюю школу, она уехала учиться в Ленинград, избрав профессию актрисы и, казалось, навсегда распрощалась с узкой жизнью маленькой провинциальной Луги.

Но прошло всего несколько лет, и она вернулась обратно. Однако после ее возвращение жизнь переменилась кардинальным образом. Навряд ли сильно изменилась Луга. Просто для Натальи в этот отрезок времени уместилось так много событий, что и мир показался другим. Накопилось много знаний, поменялось отношение к жизни, сложился взгляд на мир. Привитая родителями тяга к самообразованию и природные любознательность и наблюдательность дополнили профессиональную школу, которую она получила в мастерской Р. С. Агамирзяна. Много лет спустя Наталья с иронией вспоминала те времена, когда падала со стула от смеха, смотря фильм "В джазе только девушки". Смелость, импульсивность, готовность преодолевать сложности определили судьбу. Будучи еще совсем молодой, она развелась с мужем, физиком-ядерщиком с ЛАЭС и, забрав дочку, уехала работать в Красноярский ТЮЗ – театр очень высокого уровня.

Там, благодаря режиссеру, она приобрела еще одну особенность мировосприятия: Дело с большой буквы стало для нее главным в жизни, тем, что нельзя потерять или предать ни при каких обстоятельствах. Много позже, уже работая в Луге, она говорила своим актрисам: если тебе мешают играть муж или работа – бросай их. У тебя еще будет другой муж и другая работа, а другой такой роли не будет уже никогда. Она была искренна, она и сама всегда жила так. И эта искренность подкупала, заставляла ей верить, притягивала людей как магнит.

Вернувшись в 23 года в Лугу, где жили ее родители, с маленькой дочкой на руках, Наталья скоро вышла замуж за заведующего станцией скорой помощи Сергея Никулина, под чьей фамилией и стала известной. Ей удалось устроиться на должность руководителя студии при местном самодеятельном театре. Режиссерскую должность занимал Олег Рассадин, который, впрочем, довольно скоро уступил свое место Никулиной и после профессиональной рокировки продолжал сотрудничать с ней, готовя музыку к некоторым ее спектаклям.

Надо было как-то набирать коллектив. Несколько человек пришли по объявлению в газете, а кто-то –будучи ужелично знакомым с Натальей или ее родителями. Среди первых, оставшихся потом на долгие годы, были Наталья Ибрагимова, Константин Кокашинский, Анатолий Гессе, Галина Иванова, Елизавета Салтыкова, Геннадий Иванов. Все они были людьми способными, энергичными, но совершенно непрофессиональными. Никулина не стала пытаться делать из них профессионалов. Во-первых, на это не было времени. Руководство ДК хотело поскорее увидеть результаты работы студии. Во-вторых, как мне кажется, Никулиной как человеку, тонко чувствовавшему людей, гораздо интереснее было выявить природный потенциал каждого, заставить пришедшего к ней любителя раскрыться. Это ее чуткое и тонкое отношение к людям скоро привело ее к убеждению, что бесталанных людей не бывает, поскольку в каждом она умудрялась разглядеть искру божию, под каким бы слоем пепла эта невостребованная до того искра ни таилась. И люди тянулись к ней, сумевшей разжечь в каждом из них огонек, о котором сами они до того и не подозревали.

Этот никулинский талант много раз в течение жизни поворачивался к ней и своей темной стороной. Чем сильнее была ее вера в светлое в каждом человеке, тем тяжелее оказывалось разочарование. Я думаю, не надо объяснять, что чем интенсивнее творческая жизнь человека, тем больше у него этих самых разочарований.

Первой работой студии под руководством Натальи Никулиной стал поставленный по произведениям Пушкина спектакль "Мечтам и годам нет возврата". Фактически это был не целостный спектакль, а собрание этюдов, поставленных по стихам и отрывкам из пьес. Никулина очень чутко подобрала для каждого актера роль, полностью соответствовавшую его внутреннему содержанию. Насколько был удачен этот самый первый пробный опыт, может сказать следующий факт. Старейшая актриса театра Елизавета Салтыкова выбрала для себя в качестве чтецкого материала шуточную поэму "Граф Нулин". Читала она ее великолепно. Вскоре выяснилось, что эту поэму очень хорошо читать по ролям, разными голосами и интонациями – это здорово придавало исполнению живости. В результате из простого этюда вырос целый комедийный спектакль – единственный, исполнявшийся актерами Никулиной не только все время существования ее театра, но и потом, когда самой Натальи уже не было в живых. На протяжении всего времени существования театра под руководством Натальи Никулиной "Граф Нулин" рассматривался даже как учебный спектакль для новых участников коллектива, одно время была идея записать его на пленку и использовать как пособие для начинающих актеров.

Спектакль был поставлен в новаторской манере. Понятно, что актеры произносили слова своих героев от первого лица. А тот текст, который в оригинале был авторским, актер мог произнести как комментарий в сторону, реплику в зал и так далее – все зависело от находчивости исполнителя. Так, к примеру, текст "Друзья мои, Параша эта – подруга всех ее затей" могла произносить та же Параша, хвастаясь зрителям близостью к барыне, а мог Нулин, демонстрируя свою наблюдательность.

Благодаря легкости поэтической манеры Пушкина, свободе импровизации и веселому сюжету этот спектакль всегда играли с удовольствием.

Получив удачный опыт постановки этюдов, Никулина дальше действовала примерно в том же направлении, выбирая для своих актеров материал небольшой по объему и комедийный по содержанию. Сатирические пьесы "Провинциальные анекдоты" и "Четыре капли", поставленные Никулиной в конце 1970-х годов, были написаны на темы современной советской действительности.

Первым по-настоящему большим спектаклем подготовленной Никулиной студии стало "Обыкновенное чудо" по Шварцу. А. Гессе играл короля, К. Кокашинский – волшебника, Галина Иванова – его жену. Текст пьесы выгодно отличался от предыдущих работ тем, что давал пищу для раздумий. Но одновременно он содержал в себе и привлекательные черты, которые были столь близки лужским театралам – тонкий юмор, прекрасный язык, и даже некая свобода импровизации. В то же время более сложные образы, чем в предыдущих спектаклях, давали актерам возможность раскрыться глубже и полнее.

Так случилось с В. Шабановым, корреспондентом "Лужской правды", игравшим роль первого министра. Он, кстати, был обладателем редкого дефекта речи – говорил торопливо, одновременно слепляя все слова в один комок и проглатывая их окончания. И это совершенно не мешало играть, потому что ни для кого в этом театре не ставилась задача достичь определенного намеченного идеала. От актера требовалось нечто другое: используя свою индивидуальность, найти собственную манеру исполнения. В "Обыкновенном чуде" Шабанов ее нашел. В той сцене, где у первого министра лопается терпение и он говорит о короле "все, что думает", Шабанов настолько точно передал смесь возмущения, накопленного за годы унижений и покорности, и столь же застарелого страха, что, казалось, это и есть единственный способ передать мысль автора. В трагикомической сцене он играл человека, который молчать уже не может, но ужасно боится того, что говорит. За этот спектакль театр-студия под руководством Никулиной в 1975 году получила звание народного театра. Большая победа режиссера. И не только потому, что продолжавшаяся несколько лет работа с непрофессионалами, наконец, увенчалась успехом, подтвердив для Натальи правильность ее метода. Ко всему прочему, спектакль рисковал сорваться и был восстановлен из руин буквально за две недели до премьеры. Именно в этот момент, не раньше и не позже, театр покинули исполнители двух главных ролей – принцессы и Медведя. Это могло стать катастрофой, но труппа выстояла, вытянула спектакль, другие люди сыграли на вводе. Стало ясно, что коллектив существует, что актеры приобрели необходимые навыки, способны к импровизации и не боятся трудностей. Надо сказать,что репетиции перед премьерой иногда затягивались до полуночи, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие участники театральной студии начали воспринимать занятие в ней как свое главное дело. Основнаяработа у них стала отходить на второй план. Немалую роль играло и то, что Никулина, которая всегда чутко прислушивалась к чужим идеям, советам и мнениям, смогла создать в коллективе атмосферу совместного творчества.

После того, как лужанам удалось не только сыграть этот спектакль, но и получить за него звание народного театра (что было совсем непросто), стало понятно, что лужский театр состоялся. Можно было браться за серьезные вещи.

Первыми такими серьезными вещами стали "Фантазии Фарятьева" и "Баня".

"Фантазии Фарятьева" был камерным спектаклем. В нем играли всего четыре актера, но этот коллектив оказался очень удачным и органичным: Владимир Виноградов, Галина Иванова, Ольга Окунь, Елизавета Салтыкова. Спектакль поднимал по-настоящему мировоззренческую тему. Даже декорации при их простоте были решены необычно: над сценой в разных направлениях были натянуты бельевые веревки, словно символ опутывающего героев провинциального быта. Все это смотрелось для тогдашней Луги довольно необычно и смело. Никулина впервые предлагала зрителю материал, который давал не знакомые (и набившие оскомину) выводы, как это практиковалось в советской сатире, а приглашала его подумать вместе с актерами, режиссером, автором. Потом она будет делать так много раз. По ее мнению, со сцены надо было не развлекать, а менять жизнь. А для этого выходить за пределы сцены. Как она попыталась сделать это в "Бане" по Маяковскому.

Если спектакль "Фантазии Фарятьева" был для лужского народного коллектива новаторским с точки зрения содержания, то из "Бани" Маяковского Никулина попыталась сделать новаторство с точки зрения формы. Она увлеклась экспериментальными идеями Мейерхольда, построив этот гротеск не как реалистично-современный 1970-м годам, а как приправленный абсурдом 1920-х. Для декораций были изготовлены плакаты в духе того времени. Но самой интересной идеей было сыграть спектакль в здании старой городской бани – здания в стиле модерн, очень созвучном материалу, архитектором которого был, между прочим, знаменитый Сюзор. Зрители вместе с актерами должны были переходить из помещения в помещение и тем самым принимать невольное участие в постановке. Этой идее сбыться было не суждено: Никулиной напомнили, что для спектаклей есть ДК. В итоге из идеи постановки пропала большая часть. Чтобы хоть частично передать несостоявшийся интерьер на сцене, декоратор соорудил лестницу, завешанную теми самыми плакатами. Получилось неплохо, но уже пропал первоначальный запал, и все казалось не таким, каким должно было бы быть.

Я в какой-то степени преднамеренно не всегда придерживаюсь строгой хронологии событий, поскольку ставлю себе целью проследить творческую эволюцию Никулиной, а для этого обращаюсь больше к поворотным и знаковым событиям ее жизни, больше уделяя внимания одним спектаклям и меньше – другим.

Среди спектаклей, с которых, по словам свидетелей, "начался другой театр", нельзя не вспомнить "Согражданам", поставленный в 1983 году.

Как и многие спектакли Никулиной, этот начался с этюдов, хотя первоначально предполагалось ставить пьесу Б. Брехта "Страх и отчаянье в Третьем рейхе". Текст пьесы стали дополнять стихами Брехта, песнями и зонгами на его стихи. В итоге пьеса стала медленно скрываться под массой другого материала, который выстраивался согласно своей внутренней логике. Это было тем более интересно, что в самом начале работы не было ничего: ни идеи, ни сценария, ни малейшего представления о том, что же нужно доказывать со сцены. В начале было простое желание поставить пьесу Брехта. В результате сама пьеса вскоре начала казаться лишней в массе прочего текста, и от нее отказались.

Каждый актер выбирал для себя какой-то чтецкий материал, готовил его. Материал был трудным не только потому, что был отчетливо политическим, серьезным, но и потому, что переводы Брехта на русский язык можно пересчитать по пальцам. Даже если взять том серии "Библиотека мировой литературы", посвященный этому писателю, то там, среди качественных переводов, встречаются и откровенные подстрочники. Режиссера и актеров это не остановило. Их заинтересовала тема фашизма своими многочисленными явными и тайными изнанками. Один пласт понимания наслаивался черные робы. На груди у них висели медальоны, на одной стороне которых была изображена свастика, на другой – мишень. Белый полупрозрачный задник развевался как парус. Музыку к спектаклю подбирал Дмитрий Васильев, и в соответствии с его вкусами лужане смотрели спектакль под песни группы "Пинк Флойд". Он же изготовил двухметровый макет ракеты. Последняя пролетала через сцену, после чего происходил взрыв в виде страшного грохота и вспышки света. Ракета Васильева была копией американской крылатой ракеты, что не имело отношения к гитлеровской Германии. Но, согласно замыслу спектакля, смотрелась довольно уместно, поскольку в "Согражданам" имелись в виду война и фашизм вообще, а не какой-то отдельный исторический эпизод. Декорации и костюмы были весьма скудны, но каждая деталь была определенным знаком.

Спектакль был настолько насыщен информацией, так часты были в нем обращения в зал, что на премьере через 20 минут многие зрители начинали зевать. Не от скуки, а от усталости. Они оказывались неготовыми к столь интенсивной работе. Да, именно работе, трудному обдумыванию, неожиданному восприятию чего-то непривычного. Между прочим, одной из первых сцен спектакля было исполнение "Бараньего марша":

- Шагают бараны

в ряд,

Бьют барабаны,

Шкуру для них дают

сами бараны.

Текст этот выкрикивался прямо в первый ряд, что не давало зрителям возможности лишний раз почувствовать себя уютно в своих креслах.

Никулина это предвидела. Лично для нее развлечения закончились уже давно.

В середине 80-х годов в театре не было недостатка в актерах. Некоторые приходили, прочитав объявление. Других приводила Никулина или актеры театра. О театре узнавали на спектаклях, из газеты или от знакомых.

Но при этом существовала, как это называлось в советские времена, страшная текучка кадров. Значительную часть участников составляли школьники, которые через год-два уезжали учиться. А те, кто никуда не уезжал, постепенно обзаводились семьями, и времени на увлечение не оставалось. Фактически состав театра обновлялся едва ли не каждый год. Смотр личного состава происходил в сентябре, когда актеры собирались снова после летнего перерыва для читки новой пьесы и продолжения занятий. Несколько человек, игравших в театре долгие годы, составляли основной костяк. Почти все они были теми, кто пришел в самом начале. Немного было тех, кто уходил, но потом возвращался. Никулина принимала всех.

В 1985 году с недавно набранными школьниками и несколькими старыми актерами Никулина поставила свой, возможно, самый сильный спектакль – "Завтра была война".

В тот год страна отмечала 40-летие Победы. Среди многочисленных конкурсов, посвященных этому событию, был и конкурс народных театров. Никулина, которая всегда старалась выбирать свежие, никем еще не поставленные пьесы, на этот раз выбрала даже не драматическое произведение, а повесть Бориса Васильева, в которой она увидела нечто большее, чем простое обличение сталинского режима. Наталья Никулина сама написала пьесу. Известно, что она отправила Борису Васильеву письмо, спрашивая его разрешения на инсценировку повести, и получила согласие живого классика советской литературы. История о репрессированном в 1940 году чиновнике, дочь которого покончила с собой, была созвучна вчерашним школьникам театра и чисто по-человечески. Ибо то, что в итоге Люберецкого оправдали и выпустили, не залечивало ничьих ран. Повесть была о несправедливости, которую нельзя искупить.

Отталкиваясь от этой темы, Никулина не собиралась ставить спектакль о школе, добиваться соответствия возрастов (хотя при желании это можно было сделать). Некоторых мальчиков успешно сыграли взрослые мужчины. Упор был сделан не на правду буквы, а на правду духа.

Как и все спектакли Никулиной, "Завтра была война" имел самые простые декорации. Но они были насыщены множеством символов, которые усиливали звучание каждой сцены. Как знак начавшейся и оборвавшейся жизни на сцене стоял куст шиповника, о котором пелось в заглавной песне, слова к которой написала сама Никулина. Директор, которого играл Геннадий Иванов, выходил на сцену в гимнастерке и сапогах – знак не его прошлой жизни, но того будущего, которое ждет всех героев спектакля: впереди у них страшный и все расставивший по своим местам 41-й год. А еще можно вспомнить желтые кленовые листья, черные табуретки – символов было много, они пронизывали спектакль, возникали сами собой, потому что текст этот вошел в души актеров и на какое-то время стал их собственной жизнью. Они даже не понимали, на сколько.

(Пять лет спустя, когда дождливымосенним днем хоронили саму Никулину, многим пришла на память сцена похорон Вики Люберецкой. И куст шиповника кто-то потом принес и посадил на могиле – живучее, неистребимое, упорное растение).

Юные актеры в этом спектакли не просто играли, а жили. Потому, что каждый, примеряя на себя ситуацию, думал, как бы он повел себя. Тем более, что в спектакле было то же, что в жизни каждого подростка: дружба, первая любовь, первый серьезный выбор, противостояние взрослому, часто слепому и жестокому миру. Дети в этом спектакле были чистые и честные. Актерам и зрителям хотелось видеть себя такими. Точек соприкосновения с действительностью было слишком много.

В результате на премьере плакали все – и актеры, и зал. В школах города снимали с занятий классы, чтобы они могли увидеть эту постановку. Спектакль занял первое место по области, его полностью записали для Госфильмофонда. Одновременно он показался настолько смелым, что полностью перед широкой публикой его не показали ни разу. Таковы были странности советской цензуры.

О каждом спектакле Никулиной можно говорить долго, они западали в память. Уже в конце 1990-х годов, когда Никулиной давно не было на свете, Татьяну Белову, исполнительницу роли Искры в спектакле "Завтра была война", узнала в магазине зрительница.

Все спектакли театра Натальи Никулиной были очень разными. Можно сказать, что Никулина в чем-то действовала как кинорежиссер: она подбирала актеров для спектакля, как их подбирают для фильма, каждый раз выстраивая новую схему. Понятия амплуа в никулинском театре не существовало. Исполнитель роли старика мог играть в следующем спектакле подростка, если играл вообще. Каждый новый спектакль получался неожиданным, непохожимнапредыдущий.

"Веселые нищие" по произведениям Бернса и других англоязычных поэтов – веселый спектакль-балаган с песнями и чтением стихов. Актеры не столько играли материал, сколько изображали бродячих актеров. И это была еще одна попытка (после "Бани") выйти за пределы сцены, на сей раз удачная. Спектакль исполнялся на городском рынке, а в качестве кибитки использовалась конструкция, основой для которой стала тележка – на ней в ДК по торжественным праздникам выкатывали на сцену бюст Ленина.

В этом спектакле не важно было точное следование деталям - важнее оказалось умение создать образ. Клетчатая юбка, полосатые гетры – намеки на Шотландию, которые были понятны публике. Зрителей приглашали поучаствовать в игре. Их обходили со шляпой. Один подвыпивший мужичок пробился поближе к кибитке, не совсем понимая, что тут происходит. Актриса нашлась и стала ему рассказывать жалостливую историю, как ее выдали замуж за старого нелюбимого мужа.

В другом спектакле, "Эффекте Редькина", Никулиной удалось из нравоучительной и совершенно проходной пьесы о советской бюрократии сделать яркое и веселое произведение. Весь сюжет – о том, как рационализатор Редькин пытается внедрить свое маленькое изобретение, а чиновники не дают ему это сделать. Никулина привнесла в произведение песни, танцы и юмор, которого там не было. В качестве декораций использовались павлово-посадские платки, расписанные под хохлому табуретки, что придавало спектаклю фольклорно-сказочное звучание. В этом свете многотрудное хождение Редькина по инстанциям превращалось в путешествие Ивана-царевича за три моря. На заднике висело большое солнце, украшенное лентами. Никто потом не верил, что такая роскошная декорация сделана всего-навсего из пакетов от чая. Этот спектакль показал, что Никулина, в принципе, может поставить все, найти способ преобразить самый безнадежный материал.

В одном спектакле Никулиной, которая все же была актрисой, удалось сыграть свою роль. Она была Медеей в спектакле по пьесе Разумовской. И в эту роль она вложила всю душу. Тем более,что тут было все – и страсть, и любовь, и безумие, и жажда мести. На фоне других актеров, одетых в светло-серые хламиды из мешковины, она в своем платье выглядела черной птицей среди растянутых по сцене рыбацких сетей. Она словно запуталась и не могла выбраться. Этот спектакль стоил ей сердечного приступа.

"Ров", поставленный в 1988 году, был переломным спектаклем перестроечного времени. В нем использовались традиции рок-культуры, актеры играли в черных разорванных майках. В это лихорадочное время, когда каждый старался выговориться как можно скорее, спектакль был наполнен символами. Антонина Наумова, к примеру, играла воплощенное зло. Елена Тюльпанова нарисовала для декораций огромный глаз, из которого вылетали птицы – ее любимый символ. Похожий по композиции мотив Тюльпанова использовала впоследствии при оформлении посмертного сборника стихов Никулиной: там она изобразила солнечный диск, из которого вылетают (или в который устремляются?) разрозненные листы тетрадей. Сама декорация сгорела при пожаре в подсобке ДК.

Страна менялась, хотелось ставить острые спектакли, говорить со сцены правду, даже пророчить. Желание шутить ушло. В дальнейшей творческой биографии Никулиной не было больше смешных и легких спектаклей, стало больше вещей, которые были понятны не всем. Примернов это же время Никулина во время поездки в Москву познакомилась с драматургом Ниной Садур. Н. Садур писала сюрреалистические пьесы, который в середине 1980-х годов не ставил ни один театр,ни в столице, ни в провинции.

Когда Никулина показала текст пьесы "Заря взойдет" актерам, большинство из них, если не все, остались в недоумении. А что тут играть?Текст Садур не соотносился ни с какими реальными жизненными ситуациями. И только Никулина с самого начала видела, что абстрактность текста, произносимого героями, позволяет лепить из них любые характеры. Можно представить, что герои пьесы-действительно нездешние люди, живущие на краю больших мировых потрясений, потому и говорят на нездешнем языке. А можно все повернуть так, будто они – просто спившиеся алкоголики, уже не понимающие, что происходит. Последний вариант, опробованный впоследствии другими театрами, Никулиной был неинтересен.

Тогда, в конце 1980-х годов, наступил настоящий взлет театра Никулиной. Она ставила очень злободневные и сложные спектакли: "Заря взойдет", "Красный парадиз" (по пьесе все той же Нины Садур). В ее планах был "Отелло". Начались гастроли не только по Ленинградской области, но и за границу. Театр привозил пьесы по произведениям Н. Садур в Польшу, потом в Канаду. Новые знакомства, связи и перспективы принес фестиваль молодежных театров в Москве в январе 1990 года. По образному выражению К. Кокашинского, все выглядело так, как будто сборная абразивного завода играет вничью со "Спартаком".

Успех и признание были, но остались старые проблемы. Актеры уходили, уезжали из города, начались трения с администрацией ДК, в результате чего театр временно остался без помещения. Но Никулина ходила с улыбкой и высоко поднятой головой. Когда-то она говорила своей подруге: "Ты должна ходить так, будто этот город и в подметки тебе не годится". Мало кто знает, чего ей это стоило. Весной 1990 года написано стихотворение "Клиника неврозов". Впоследствии дочь Никулиной Инна поставила по нему спектакль.

Стихотворение написано именно там, куда указывает название, на 15-й линии Васильевского острова в Ленинграде.

В июне 1990 года Никулиной исполнилось всего 42 года. Многое было уже сделано, но еще больше было планов на будущее. Актерам театра казалось, что стоит только приложить усилия, и все получится.

Поэтому так неожиданнобыло известие о том, что в ночь на 24 сентября 1990 года Наталья Никулина скончалась от сердечного приступа.

Бывшие актеры Натальи Никулиной признаются, что для них жизнь распалась на две части: с Никулиной и без нее. Кто-то ушел в трудные 1990-е годы из жизни, кто-то создал семью, кто-то, получив импульс в 1980-е годы, продолжил заниматься творчеством: писать стихи или иконы, играть у других режиссеров. После еесмертитеатр на некоторое время возглавила Инна Ипатова, потом ее заместила Марина Цыганова, также ушедшая из жизнимолодой.

Одна из актрис Никулиной, вспоминая тех, кто умер, говорила так: "Наталья забрала с собойлучших, она создала там хорошую труппу". Мне эта фраза не кажется обращением к какому-то мистицизму. Это просто невозможность поверить в то, что колоссальная творческая и человеческая энергия может исчезнуть в никуда. Гораздо проще знать, что она ушла куда-то на недоступный нам уровень и продолжается теперь там.

Мария Андреева




Луга - "Крым на севере"

Уникальные природно-климатические условия и живописный ландшафт Лужского края привлекали петербуржцев, несмотря на достаточную отдаленность Луги от столицы. Железная дорога сближала эти два города. Дачный поезд из Санкт-Петербурга до Луги проходил весь путь за 1 час 50 мин.


Вокзалы на реке Луге

Столетие назад, когда на реке Луге началась эпоха парового пассажирского сообщения, владельцы судоходных компаний стали задумываться над набором необходимых удобств для капризных пассажиров. Дешевизны проездных билетов и разветвленной сети пароходных линий для обывателя было явно недостаточно.


Ольгинская церковь в городе Луге

Храм при реальном училище приюта принца П.Г. Ольденбургского был возведён при развилке Динабургского шоссе (ныне Киевское шоссе) и дороги на Медведь. Он сразу стал играть заметную роль в пространстве города.


По реке Луге от Толмачево до Большого Сабска

От железнодорожной станции и пристани Толмачево можно совершить путешествие вниз по реке Луге до Сабских порогов. Начиная с конца XIX века и по 1992 год по этой части реки осуществлялось пароходное сообщение (конечная пристань Хилок в 65 км ниже Толмачево). В настоящее время здесь сохранились дубовые рощи и леса на живописных берегах, обрывы из красного песчаника, родники и источники.


Лужские ралли в начале ХХ века

Как известно, первое - дело весьма нужное и полезное для развития автомобильной промышленности, а со вторым и так все ясно с момента образования российско державы. Однако, эти два явления - вещи взаимосвязанные и просто жить не мог друг без друга, как русский человек без приключений. Наш городок, расположении на старинном тракте, в начале XX века, естественно, не мог не заметить появлени такой технической новинки как автомобиль.


«Быть по сему»

16 (27) июня 1778 года в Царском селе Екатерина II утвердила план «новоучреждённого» города Луги, собственноручно начертав на нем: «Быть по сему».


Торговля в старой Луге

В начале ХХ века в Луге уже существовали разнообразные магазины. А в конце XIX века купцы Ильин и Болотов на углу Базарного переулка и Покровской улиц построили здание Гостиного двора. Здесь располагаются магазин по продаже часов, дорогих и граверных изделий Лури, мануфактурный магазин Гурьянова, рыбная торговля Кокшарова.


Уникальная природная часовня

Этот поистине уникальный природный объект Лужского района стал известен сравнительно недавно. Местность, где он расположен, всегда была малозаселенной, и сам он находится в довольно укромном месте. Ну а сами жители о своей святыне чужим особо не рассказывали.


В мае 1975 года в Луге был открыт памятник Партизанской Славы

Мемориальный комплекс в Лужском районе Ленинградской области (135 км, Киевское шоссе), посвящённый боевому братству партизан трех областей — Ленинградской, Новгородской и Псковской.


Малый Версаль

В семи километрах от Иоанно-Богословского монастыря, на северо-западном берегу Череменецкого озера у истока речки Рапотки, расположен посёлок Дзержинского.


Деловое сообщество города Луга

Ушедшее столетие позволяет снова заглянуть в далекое теперь уже историческое прошлое и сравнить, далеко ли мы ушли вперед, а заодно и вспомнить, с чего начиналась деловая жизнь города.


Деревня Лютка – усадьба Щербатских, родник со святой водой, каменный крест

Деревня Лютка находится на правобережье р. Тесовой, к западу от д. Клюкошицы. Это одно из главных памятных мест района, связанное с именем знаменитого отечественного востоковеда, исследователя индийской поэтики и философии буддизма, тибетолога Федора Ипполитовича Щербатского (1866-1942 гг.). Профессор Санкт-Петербургского, затем Ленинградского университета, он в 1918 г. становится академиком российской Академии наук, продолжая жить в фамильной усадьбе в Лютке и в послереволюционные годы.


Как строили в Луге Воскресенский собор

Трехпрестольный собор Воскресения Христова (1873-1887 гг.), ставший главной архитектурной примечательностью города, своим появлением обязан исключительно местным жителям и был построен на частные пожертвования по проекту архитектора Г.И. Карпова.


История рекламы

Реклама с момента появления первой русской газеты "Ведомости" прочно вошла в нашу жизнь. Сегодня любой, даже начинающий предприниматель обязательно использует рекламу, дабы продвинуть товар или услугу, занять прочное место на рынке, противостоять мощной конкуренции или для подтверждения статуса компании с безупречной репутацией.


К истории Лужской 24-ой артбригады

В собрании Лужского краеведческого музея хранится предмет, который вряд ли не заинтересует любителей русской военной старины. Это закладная доска казарм 24-й артиллерийской бригады, случайно найденная при строительных работах на территории современного южного микрорайона.


Об истории усадьбы Мерево

Сельцо Мерево находилось на южном берегу Меревского озера при устье реки Замеревки. В 28-ми крестьянских дворах в 1788 г. насчитывалось 57 подотных душ. Земли села занимали более 1000 десятин и делились между семью помещиками, но барская усадьба была одна. В ней стоял господский деревянный дом, имелся сад с плодовыми деревьями. Возможно, что оно принадлежало жене поручика Лялина Устинье Ивановне Лялиной, так как именно в Мерево в 1772 г. родился ее сын Дмитрий Васильевич, унаследовавший часть села.


История Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря

Действующий Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен на западном берегу Череменецкого озера недалеко от деревни Госткино. 21 мая 2013 года он отметил свое 535-летие. В настоящее время это единственный монастырь в Лужском районе.


Дом Ильиной в городе Луга

На улице Тоси Петровой (раньше Новгородская) до сих пор сохранился роскошный городской особняк, в котором уже много лет размещается Дом ребенка. Его удивительная архитектура, сам тип постройки выдержанной в лучших традициях городского усадебного зодчества, заслуживают особого внимания. Внешне здание всегда выглядело импозантным, не похожим ни на один другой дом в городе. Стоит заметить, что в нем нет сколь-нибудь ярко выраженных признаков стиля «модерн», характерного для построек начала ХХ века. Значит, оно было построено в более ранние годы. На это указывает его сходство со швейцарскими шале. Подобный стиль получил распространение в архитектуре дачных особняков, возводимых в окрестностях в Петербурга в 1880-1890-е годы.


Лужские дома, которые мы потеряли. Дом Тирана

На углу улиц Гдовской (Дзержинского) и Успенской (проспект Володарского) когда-то находилось трехэтажное здание, принадлежавшее предводителю лужского уездного дворянства, владельцу роскошного имения вблизи ст. Плюсса А.А. Тирану. По Н.Ф. Куразову он был построен в 1905 году. В.И. Хрисанфов пишет, что дом был построен в августе 1908 г. Адрес дома: Успенская, 8.


Вокзал и почта в Луге

Для лужской почтовой станции был выбран образцовый проект здания в "египетском стиле". Почтовая контораВ то время увлечение египетскими мотивами было достаточно широким. Вспомните знаменитых сфинксов на Университетской набережной в Петербурге, "Египетские ворота" в Царском селе. В архитектуре лужской почтовой станции, действительно, можно найти заимствования из храмового зодчества Древнего Египта: башенно-образное завершение основного корпуса, его плоский силуэт, детали орнамента. И все же здание почты больше напоминало готические постройки, чем архитектуру страны фараонов. Готическая стилистика в русской архитектуре середины второй половины XIX века имела более широкое распространение, чем египетская.


Городская дума принимает важные решения

В период с начала века до революции в Луге прошли четверо выборов городского головы. Последним городским головой был Александр Камарзин, победивший на выборах 1909 и 13 годов. Все признавали, что он человек "редкой энергии и трудоспособности".


Банковское дело в Луге

В конце Покровской улицы, в доме 67 находился и Лужский городской общественный банк. Его деятельность первых лет нового века не удовлетворяла многих деловых людей города – банк действовал в интересах небольшой группы людей. Получить кредит от банка могли только очень близкие к руководству банка лица. Вот почему среди деловых людей возникла даже идея учреждения частного кредитного общества.


Гостиницы в старой Луге

Хотя Луга и считалась дачным городом, положение с гостиницами было крайне сложным. Из четырех существовавших в городе гостиниц в 1909 году соответствовала своему назначению лишь одна – «Петербургская» (в просторечии – Дудки). В остальных – только вывеска, как выразился «Лужскiй листокъ».


Имение сырец под Лугой

Деревня Сырец находится в 16 км к юго-востоку от г. Луги, к северу от дороги Луга – Новгород, на старом участке Новгородской трассы из Заполья, через Колодно на д. Щепы Новгородской области. Деревня находится по обоим берегам Сырецкого озера. Поселение по южному берегу озера исторически именовалась деревней Малый Сырец и состояла исключительно из крестьянских дворов.


Голубковская церковь

В деревне Голубково расположена действующая Церковь во имя Воскресения Христова. Эта каменная церковь (1892 – 1901 гг.) – последняя память о древнем Петровском погосте, основанном еще княгиней Ольгой. Это чудом сохранившийся уголок классического русского пейзажа, какой в его неискаженном виде уже редко встретишь на территории района. Храм гармонично связан с линиями окружающего ландшафта, простором полей и береговой панорамой Череменецкого озера. Воскресенская церковь – последнее творение, лебединая песня замечательного мастера русского православного зодчества Михаила Арефьевича Щурупова (1815-1901 гг.).


История основания города Луга

Луга появилась на карте государства Российского в связи с изменением административно-территориального деления страны в годы правления Екатерины II. 3 августа 1777 года выходит указ «... об учреждении уездов Псковского, Островского, Опочецкого, Великолуцкого, Торопецкого, Холмского, Порховского …» О переименовании Холмского посада в город Холм и далее дословно: «на реке Луге учредить новый город близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает, наименовав оный город Луга...». Выполнение указа предписывалось исполнить до декабря 1777 года Якову Сиверсу – Тверскому, Новгородскому и Псковскому наместнику. Торжественное открытие города Луги состоялось 13(24) января следующего 1778 года


Церковь Флора и Лавра в Клюкошицах

Церковь расположена в деревне Клюкошицы Лужского района. Название села Клюкошицы, по рассказам местных жителей, родилось потому, что здесь жили мастера, делавшие из можжевельника длинные посохи или клюки для новгородских монахов (когда-то эти земли относились к Новгороду). Современная каменная церковь святых Флора и Лавра была возведена в 1872 году. Но задолго до этого здания на этом месте была деревянная церковь, построенная в 1566 году. Вероятно, она не раз перестраивалась, так как деревянные храмы часто горели. До наших дней дошла информация, что ее переделывали и в 1864 году. А уже в 1872 году вместо деревянной постройки соорудили каменную, на удивление хорошо сохранившуюся до настоящего времени, несмотря на времена лихолетий, войн и разрушений.


Лужский историко-краеведческий музей в городе Луге

В музее представлены разнообразные материалы о древней истории земель вдоль верхнего течения реки Луги, об основании города, его строительстве и экономическом развитии. Это материалы археологических раскопок стоянок первобытного человека, фотодокументы, старые книги, живописные и графические произведения, нумизматическая и этнографическая коллекции.


История городского сада

Активное озеленение центра Луги началось с устройства общественного сада на соборной, главной площади города. Долгое время эта площадь представляла собой довольно пустынное место. Первоначально ее пересекало мощеное булыжником шоссе, проходящее между деревянными торговыми лавками и Екатерининской церковью.. Когда шоссе отсюда убрали, на площади стали устраивать базары, поэтому саму площадь иногда именовали Базарной.


К истории Лужской земской больницы

В каждом уезде для заведования санитарным и врачебным делом учреждались уездные санитарные комиссии. Они выполняли функции постоянного совещательного органа при Земской управе. Санитарная комиссия состояла из председателя, секретаря комиссии и земского санитарного врача.


За фасадом русской усадьбы

Во времена "барства дикого", крестьянской реформы и после нее многочисленные лужские помещики вели образ жизни провинциалов. Хотя многие из них были людьми просвещенными и иногда близкими ко двору императора, тем не менее, за стенами их усадеб порой происходили невероятные вещи.


История Казанского собора города Луга

Церковь во имя иконы Казанской Божьей матери долгое время была единственным действующим храмом Луги и поэтому хорошо известна горожанам. Ее купол, словно приветственный знак, открывается из окон вагонов всем подъезжающим к городу со стороны Санкт-Петербурга.


Больше пенсии. Какие доплаты положены супругам к юбилею совместной жизни

Сводка по происшествиям в Лужском районе

Сводка по пожарам в Лужском районе

Луга - "Крым на севере"

В Луге проходит выставка Сергея Юдина

Общее количество заразившихся COVID-19 в Луге - 114 человек

Сводка по пожарам в Лужском районе

Опять загорелось здание бывшей милиции

Вокзалы на реке Луге

Ольгинская церковь в городе Луге

По реке Луге от Толмачево до Большого Сабска

Победа во Всероссийском национальном конкурсе искусств "Виктория"



Водитель Toyota погиб в жестком ДТП под Лугой

Из реки Луга извлекли утопленника – к телу была привязана канистра масла

С днем России, дорогие лужане!

Пропавшего грибника нашли повешенным в лесу в Ленобласти

Итоги конкурса "Была война…"

Лужский Полигон закрывают для посещения

Роспотребнадзор рассказал, где в Ленобласти можно купаться. Когда разрешат


Сезон пала травы

Большинство природных пожаров происходит из-за бесконтрольных палов сухой травы и растительности. Обычно палы проводятся населением без соблюдения правил пожарной безопасности, что приводит к переходу огня на населенные пункты, объекты экономики, земли лесного фонда.



Общее количество заразившихся COVID-19 в Луге - 114 человек

По реке Луге от Толмачево до Большого Сабска

Сотрудники МЧС устанавливают причины пожара в Средних Крупелях

Путешественник Гуревич предложил пять веломаршрутов на длинные июньские выходные

Итоги конкурса "Была война…"

Из реки Луга извлекли утопленника – к телу была привязана канистра масла

Пожарные продолжают рейды

«Быть по сему»

Уточнено расписание экзаменационной кампании ЕГЭ-2020

В Лужском районе ночью горели дом на 300 "квадратах" и дача



Сводка по пожарам в Лужском районе

В Луге проходит выставка Сергея Юдина

Сводка по пожарам в Лужском районе

Вокзалы на реке Луге

По реке Луге от Толмачево до Большого Сабска

Водитель Toyota погиб в жестком ДТП под Лугой

Сводка по пожарам в Лужском районе

В деревне Югостицы под завалами дома обнаружили тело мужчины

В школах Луги обновили покрытия на спортплощадках

Путешественник Гуревич предложил пять веломаршрутов на длинные июньские выходные




(С) Медиапортал "События и комментарии", Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2001 - 2019

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Главный редактор Дмитрий Ефимов

На главную   События ТВ   События Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты