14 ноября 2019
четверг

События и комментарии

Написать
в редакцию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

На честном слове и на одном крыле

12.10.2019 11:00


На заре развития отечественной авиации нашему городу повезло. Многие лужане оказались непосредственными свидетелями первых полетов. В то время увидеть настоящий самолет и живого летчика считалось невиданной удачей. Показательные полеты собирали огромные толпы зевак, имена пилотов, как национальных героев, были у всех на устах.


На честном слове и на одном крыле


Завидев в небе крылатую машину, бабульки крестились, добрые молодцы думали, что началась белая горячка, а дети ликовали от счастья. За несколько предреволюционных лет лужане смогли по достоинству оценить все существовавшие тогда типы воздухоплавательных средств: самолеты, воздушные шары, аэростаты и дирижабли.

В 1912 году известный русский авиатор Абрамович совершал беспрецедентный перелет по маршруту Берлин - Петербург. Одну из посадок он совершил в нашем уездном городе. Это событие произвело настоящий фурор. Местная газета взахлеб, с неописуемым восторгом, печатала статьи об отважном летчике и о встрече его лужанами в пойме реки Луги (неподалеку от современного пешеходного моста на ул. Петра Баранова).

Увидеть чудо техники и человека-легенду пришел весь город от мала до велика. Это был настоящий праздник!

17 мая 1914 года впервые в истории авиации был совершен ночной перелет на дирижабле “Ястреб” из Гатчины в Лугу и обратно. Полет проходил вдоль линии Варшавской железной дороги на высоте 200-300 метров. Один лужский фотолюбитель запечатлел это событие. На снимке в сумерках хорошо видна висящая над лесом “сигара”. “Ястреб” был построен в 1910 году на московском заводе “Дукс” по проекту инженера Шабского. Команда дирижабля под началом Нижевского состояла из воздухоплавателей Башко, Когутова, Карамышева и Нестерова. Да, того самого, который первым на самолете совершил “мертвую петлю” и первым же совершил воздушный таран в самом начале Первой мировой войны. Когда над Лугой в сторону Киева пролетал “Илья Муромец”- первый русский бомбардировщик - за штурвалом стоял опять же Нестеров.

Кстати, а Е. Д. Карамышев - уроженец нашего города. Воздухоплаватель, а позднее, в годы Первой мировой, командир дирижаблей “Ястреб” и “Астра”. Именно он в 1919 году возглавил Петроградские воздухоплавательные курсы. В 1911 году, когда в России проходил первый в нашей истории воздушный военный авиасалон, Луга, естественно, также отличилась. Все парни решили долететь до Москвы. Одному из них, по фамилии Кампо де Сципио, это не удалось. Как отметили лужские и губернские газеты того времени, ему пришлось приземлиться в имении “Ворота” (нынешний Оредеж) и долго просить местных аборигенов заклепать текущий бензобак. К вящему сожалению, спецов у нас не нашлось и поэтому моноплан производства французской фирмы “Моран” пришлось отправить в Санкт-Петербург по железной дороге.

На самом деле, лужские крестьяне с должным пиететом относились к первым русским воздухоплавателям. Например, когда тот же Когутов с товарищами пролетал над нами на воздушном шаре и совершил вынужденную посадку в одной из деревень уезда, именно они всем скопом встретили его и помогли свернуть все хозяйство.

А еще жил в нашем уезде молодой человек по фамилии Модрах. Его папа, генерал - инженер, по всей видимости, привил сыну любовь к технике. Летом 1917 года он, уже как военный летчик, спроектировал новый тип истребителя, который хоть и не покорил небо Европы, но стал достойным учебным пособием в Гатчинской авиационной школе. Из этой же школы приезжал в Лугу на бенефис своего брата-артиста летчик-инструктор Лебедев. “Лужский листок” не преминул отметить этот факт на своих страницах.

Как видите, авиационная жизнь нашего города была вполне насыщенной. Позднее, уже в советское время, подобные авиашоу продолжались, впрочем, катастрофы и аварии самолетов тоже.

Игорь Половинкин




Часовня на реке Наплотике

До революции Наплотинская часть Луги могла похвастаться замечательной достопримечательностью – старой деревянной часовней во имя Св. Нила Столбенского. Часовня находилась к востоку от насыпи Петербургско-Варшавской железной дороги, в трех километрах к северу от станции Луга. Местность представляла собой берег небольшого озера в окружении смешанного леса.


"Веселие руси есть питие". Из истории лужского пьянства

Эта фраза из известного произведения "Слово о законе и благодати" тысячелетней давности, во многом определяет менталитет российского народа. Ни для кого не секрет, что и сейчас любое событие в жизни наших соотечественников не обходится без употребления, порой чрезмерного, алкогольных напитков.


К истории Лужской железной дороги

170 лет назад выдумщики - братья Черепановы построили в Нижнем Тагиле железного монстра с паровой машиной и запустили его по колее длиной целых 854 метра. Так в державе нашей появились паровозы и железные дороги. Вскоре это чудо технической мысли протянуло свои насыпи и рельсы и до нашего уездного городка.


Пожар в Луге в 1858 году

27 июля 1858 года Луга подверглась опустошительному пожару. В журнале «Воскресный досуг» за 1867 год об этом говорилось следующее:


Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция

При планировании военных действий на зиму 1944 года целью операций советских войск на северо-западном направлении являлся разгром немецкой группы армий "Север", полное снятие блокады Ленинграда, освобождение Ленинградской области от противника, создание благоприятных условий для переноса боевых действий на территорию Прибалтики.


К 75-летию освобождения города Луги

14 января 1944 года войска Ленинградского фронта перешли в наступление, разгромили Петергофскую и Стрельнинскую группировки врага и, развивая успех, начали продвижение к Луге и Нарве.


По воспоминаниям актеров старого театра

И сейчас, спустя много лет, жители Луги помнят о Наталье Никулиной. Она была театральным режиссером, и студия ее имени по сей день скрывается в недрах городского Дома культуры. Она писала стихи. Через ее театр прошло множество людей, и всем она нашла место в общем деле.


Трудная история праздника Рождества

Рождество - один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.


Диссиденты. Часть первая

Слово диссидент пришло в русский язык из 60-х. В энциклопедии читаем: dissidens – (несогласный) – человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с принятыми в обществе.


Диссиденты. Часть вторая

Жили у нас в городе и бывшие дворяне. Геннадий Кокорев прожил в Луге всю свою жизнь. А вот отец Геннадия, по его словам, был „барчонком“ - сыном владельца большого имения на Лисьем Носу в черте Санкт-Петербурга.


Могилу адмирала Неплюева благоустроят и отреставрируют за счет фонда из Оренбурга

В деревне Поддубье Лужского района покоится прах адмирала Неплюева, который являлся губернатором Оренбурга. Фонд "Регионразвитие" из этого города планирует благоустроить и отреставрировать могилу адмирала.


Древняя история Полужья

Заселение Полужья происходило вслед за отступающим ледником в эпоху мезолита. К этой эпохе относится самая древняя стоянка первобытного человека на территории Лужского муниципального района. Она открыта археологом В. Ш. Тимофеевым в 1982 г. у д. Соколок.


За кулисами убийства Кирова

27 марта весь цивилизованный мир отмечает Международный день театра. И мало кто вспомнил о том, что эта же дата является днем рождения Кирова - одного из самых ярких персонажей политического театра эпохи 20-30 годов.


На пароходе по реке Луге

В начале ХХ века предприниматель Павел Петрович Плетцер наладил регулярное пароходное сообщение. В Луге, на берегу реки у Городского сада находилась пристань. Сюда подходили небольшие пароходики и развозили пассажиров по селам Лужского уезда.


Катастрофа на пароходе “Луга”, произошедшая в начале XX века

В июле 1902 года в петербургских газетах появляется сообщение о катострофе. На реке Луга пошел ко дну пароход.


Читали газеты и сто лет назад

18 июня 1909 года в Луге вышел первый номер местной газеты. Вашему вниманию предлагается глава из книги "Незнакомая Луга" профессора, доктора исторических наук СПбГУ Валентина Ивановича Хрисанфова.


Боевой путь товарища Дмитриева

Об Иване Дмитриевиче Дмитриеве написано не очень много. До войны он был первым секретарем Лужского райкома партии. По воспоминаниям современников это был человек кристальной душевной чистоты, чуткий к нуждам людей, непримиримый к любым недостаткам в работе партийных и советских органов.


Из сообщения секретаря Лужского райкома ВКП(б) Дмитриева об организации крушения воинского эшелона

Перед группой в 6 чел., выделенной для организации взрыва поезда, была поставлена задача: взорвать воинский эшелон с военной техникой и людьми, направляемыми из резервных немецких частей, расположенных в Луге, в виде пополнения на Ленинградский фронт.


А помним ли?

К сожалению, об Иване Дмитриевиче Дмитриевом сравнительно мало информации. Известно, что он являлся уроженцем деревни Псоедь Осьминского поселения, работал первым секретарем Лужского райкома, проявил себя во время войны, был награжден орденом Ленина.






















Первенство Ленинградской области по самбо

Преступный тандем путешествовал по Лужскому району, опустошая частные дома

Выездное расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Жители Лужского района обеспокоены разрастающейся свалкой во Мшинской

Детям играть у водоемов играть нельзя!

Мероприятия в рамках проекта "Луга Балт-2"

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

Жительница Лужского района заплатила за лечение избитого ею мужчины

Областной конкурс экологических маршрутов

Летучие отряды против борщевика

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

Сводка ОМВД России по Лужскому району с 5 по 10 ноября



Жители Лужского района обеспокоены разрастающейся свалкой во Мшинской

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

В трясине реки Быстрица погиб чиновник администрации Лужского района. Рядом нашли гарпун

В Луге водитель Chery насмерть сбил пешехода на проезжей части

Есть проблемы с вывозом мусора? Звоните на горячую линию регоператора

Грабители украли деньги из платежного терминала в магазине "Магнит" в Осьмино

Сводка ОМВД России по Лужскому району с 5 по 10 ноября


Сезон пала травы

Большинство природных пожаров происходит из-за бесконтрольных палов сухой травы и растительности. Обычно палы проводятся населением без соблюдения правил пожарной безопасности, что приводит к переходу огня на населенные пункты, объекты экономики, земли лесного фонда.



Мероприятия в рамках проекта "Луга Балт-2"

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

Часовня на реке Наплотике

Грабители украли деньги из платежного терминала в магазине "Магнит" в Осьмино

Два часа в плену у ночной Ласточки

Верхолаз Кирюша ненадолго обесточил Лугу

Область ликвидирует незаконные рубки



Выездное расширенное заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Детям играть у водоемов играть нельзя!

"Отмыли бабло": Набережная "за десятки миллионов рублей" ушла под воду

Областной конкурс экологических маршрутов

Сводка по пожарам за неделю с 4 по 10 ноября

V районный фестиваль чтецов русской классической поэзии "Поэты золотого века"

Житель Луги задержан за кражу спортивной одежды из магазина

Состоялся большой этнографический диктант



В трясине реки Быстрица погиб чиновник администрации Лужского района. Рядом нашли гарпун

Специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Лужского района Ленобласти скончался во время подводной охоты. Его тело в гидрокостюме, ластах и маске было обнаружено в водоёме на территории района. Возможно, чиновнику стало плохо из-за проблем с сердцем, сообщили 47news в правоохранительных органах.





(С) Медиапортал "События и комментарии", Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2001 - 2019

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Главный редактор Дмитрий Ефимов

На главную   События ТВ   События Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты