25 января 2020
суббота

События и комментарии

Написать
в редакцию

Главное Политика Общество Происшествия Культура История Спорт Погода

К истории Лужской железной дороги

26.10.2019 11:00


170 лет назад выдумщики - братья Черепановы построили в Нижнем Тагиле железного монстра с паровой машиной и запустили его по колее длиной целых 854 метра. Так в державе нашей появились паровозы и железные дороги. Вскоре это чудо технической мысли протянуло свои насыпи и рельсы и до нашего уездного городка.


Постой паровоз, не стучите колеса


История строительства железнодорожной линии Петербург - Варшава, проходившей через Лугу, началась вопреки многочисленным попыткам деловых людей начать их прокладку в центральной части страны, что, естественно, представляло больше выгоды для экономического развития России. Однако 15 февраля 1851 года состоялось "Высочайшее повеление" о строительстве железной дороги от столицы империи именно к Варшаве, к западной границе. Уже спустя два года открылось движение поездов на участке СПб - Гатчина. Для нас, лужан, значительный интерес представляет строительство первого в стране металлического железнодорожного моста через реку Лугу, в районе современной станции Толмачево (бывшей Преображенской). Строился он по проекту и под личным руководством профессора Кербедза в 1853 - 1857 годах. Этот мост имел два пролета по 56,1 м каждый и представлял собой наиболее совершенную конструкцию в Европе. С постройкой Лужского моста началось широкое внедрение металлических мостов на железных дорогах страны. Естественно, за его научные и трудовые подвиги, Кербедза сделали почетным членом различных академий.

В продолжение дальнейших строительных работ внесла начавшаяся Крымская война, результаты которой намекнули российскому правительству о технической отсталости империи.

Итогом этого, естественно, стало ускорение темпов работ после окончания боевых действий. По традиции не обошлось и без финансовых злоупотреблений. Хотя магистраль создавалась на казенный счет, все работы отдавались на откуп подрядчикам.

Строительство дороги сопровождалось многочисленными тяжбами и судебными процессами между учредителями, подрядчиками и поставщиками. Стоимость километра дороги оказалась на порядок выше договорной. Это часто встречается и в современной практике.

Путь до Луги длиной в 137 км был закончен в 1857 г., а в следующем году изумленные жители нашего городка увидели первый состав. До губернского Пскова поезда пошли лишь два года спустя. Скромное обаяние первого лужского железнодорожного вокзальчика и довольно примитивного паровоза и вагонов были с гордостью проиллюстрированы в одном из популярных журналов для народа "Воскресный досуг" за 1867 год. Конечно, времена меняются, и техника развивается. Поэтому деревянный и невзрачный вокзал в 1883 - 1885 гг. был заменен на роскошный каменный, построенный по проекту Петра Сальмоновича и Вениамина Королькова. Все современники дали высокую оценку их творению, называя вокзал в Луге лучшим на всей линии железной дороги Петербург - Варшава.

Он оказался настолько удачным, что здесь не стеснялись встречать высочайших особ: представителей Дома Романовых, короля Сербии и руководство Французской республики. Именно здесь, на вокзале, в конце XIX века было положено начало розничной торговли книгами и газетами в нашем городе. Незадолго до революции здесь останавливались 14 пассажирских поездов, курсировавших до ст. Владимирский лагерь, причем ходу от Питера до Луги в летнее время было всего три часа. Согласитесь, неплохо для того времени.

Лужский вокзал как одна из достопримечательностей города неоднократно запечатлен на дореволюционных открытках. Чистота, стоящие извозчики, статные инженеры-путейцы и дачники - все это кануло в Лету. Нет в Луге больше паровозов и вокзала с царскими покоями. Все проходит, но рельсы остаются.

Игорь Половинкин




Голубковская церковь

В деревне Голубково расположена действующая Церковь во имя Воскресения Христова. Эта каменная церковь (1892 – 1901 гг.) – последняя память о древнем Петровском погосте, основанном еще княгиней Ольгой. Это чудом сохранившийся уголок классического русского пейзажа, какой в его неискаженном виде уже редко встретишь на территории района. Храм гармонично связан с линиями окружающего ландшафта, простором полей и береговой панорамой Череменецкого озера. Воскресенская церковь – последнее творение, лебединая песня замечательного мастера русского православного зодчества Михаила Арефьевича Щурупова (1815-1901 гг.).


История основания города Луга

Луга появилась на карте государства Российского в связи с изменением административно-территориального деления страны в годы правления Екатерины II. 3 августа 1777 года выходит указ «... об учреждении уездов Псковского, Островского, Опочецкого, Великолуцкого, Торопецкого, Холмского, Порховского …» О переименовании Холмского посада в город Холм и далее дословно: «на реке Луге учредить новый город близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает, наименовав оный город Луга...». Выполнение указа предписывалось исполнить до декабря 1777 года Якову Сиверсу – Тверскому, Новгородскому и Псковскому наместнику. Торжественное открытие города Луги состоялось 13(24) января следующего 1778 года


Церковь Флора и Лавра в Клюкошицах

Церковь расположена в деревне Клюкошицы Лужского района. Название села Клюкошицы, по рассказам местных жителей, родилось потому, что здесь жили мастера, делавшие из можжевельника длинные посохи или клюки для новгородских монахов (когда-то эти земли относились к Новгороду). Современная каменная церковь святых Флора и Лавра была возведена в 1872 году. Но задолго до этого здания на этом месте была деревянная церковь, построенная в 1566 году. Вероятно, она не раз перестраивалась, так как деревянные храмы часто горели. До наших дней дошла информация, что ее переделывали и в 1864 году. А уже в 1872 году вместо деревянной постройки соорудили каменную, на удивление хорошо сохранившуюся до настоящего времени, несмотря на времена лихолетий, войн и разрушений.


Лужский историко-краеведческий музей в городе Луге

В музее представлены разнообразные материалы о древней истории земель вдоль верхнего течения реки Луги, об основании города, его строительстве и экономическом развитии. Это материалы археологических раскопок стоянок первобытного человека, фотодокументы, старые книги, живописные и графические произведения, нумизматическая и этнографическая коллекции.


История городского сада

Активное озеленение центра Луги началось с устройства общественного сада на соборной, главной площади города. Долгое время эта площадь представляла собой довольно пустынное место. Первоначально ее пересекало мощеное булыжником шоссе, проходящее между деревянными торговыми лавками и Екатерининской церковью.. Когда шоссе отсюда убрали, на площади стали устраивать базары, поэтому саму площадь иногда именовали Базарной.


К истории Лужской земской больницы

В каждом уезде для заведования санитарным и врачебным делом учреждались уездные санитарные комиссии. Они выполняли функции постоянного совещательного органа при Земской управе. Санитарная комиссия состояла из председателя, секретаря комиссии и земского санитарного врача.


За фасадом русской усадьбы

Во времена "барства дикого", крестьянской реформы и после нее многочисленные лужские помещики вели образ жизни провинциалов. Хотя многие из них были людьми просвещенными и иногда близкими ко двору императора, тем не менее, за стенами их усадеб порой происходили невероятные вещи.


История Казанского собора города Луга

Церковь во имя иконы Казанской Божьей матери долгое время была единственным действующим храмом Луги и поэтому хорошо известна горожанам. Ее купол, словно приветственный знак, открывается из окон вагонов всем подъезжающим к городу со стороны Санкт-Петербурга.


История усадьбы Рапти

Усадьба Рапти ведет свой счет с XVII века. В течение долгого времени ею владели предки П.Г. Базанина, который за карточные долги передал свое имение Александру Андреевичу Половцову. Будучи военным инженером, А.А. Половцов участвовал в русско-турецкой войне 1828-1830 гг. и вскоре по ее окончанию вышел в отставку. В начале 1840-х гг. он был назначен членом комиссии по устройству железной дороги между Москвой и Петербургом, позже инспектировал строительство православных церквей в западных губерниях.


На реке Луге затонул пароход. Есть жертвы

В июле 1902 года в петербургских газетах появляется сообщение о катострофе. На реке Луга пошел ко дну пароход. Упоминается, что жертвами данного происшествия стали пятнадцать человек. Пароход принадлежал действительному статскому советнику Дашкову.


Часовня в старинном послении Городец

Часовня расположена в деревне Городец, находящейся на Киевском шоссе в 22 км от г. Луги. Это первый населенный пункт, который встречает гостей Ленинградской области при въезде на ее территорию со стороны Пскова. Городец – один из древнейших памятников славянской истории. Археологи допускают его возникновение в самом начале IX века в ходе славянского расселения в Полужье и Приильменье.


Часовня на реке Наплотике

До революции Наплотинская часть Луги могла похвастаться замечательной достопримечательностью – старой деревянной часовней во имя Св. Нила Столбенского. Часовня находилась к востоку от насыпи Петербургско-Варшавской железной дороги, в трех километрах к северу от станции Луга. Местность представляла собой берег небольшого озера в окружении смешанного леса.


"Веселие руси есть питие". Из истории лужского пьянства

Эта фраза из известного произведения "Слово о законе и благодати" тысячелетней давности, во многом определяет менталитет российского народа. Ни для кого не секрет, что и сейчас любое событие в жизни наших соотечественников не обходится без употребления, порой чрезмерного, алкогольных напитков.


Пожар в Луге в 1858 году

27 июля 1858 года Луга подверглась опустошительному пожару. В журнале «Воскресный досуг» за 1867 год об этом говорилось следующее:


На честном слове и на одном крыле

На заре развития отечественной авиации нашему городу повезло. Многие лужане оказались непосредственными свидетелями первых полетов. В то время увидеть настоящий самолет и живого летчика считалось невиданной удачей. Показательные полеты собирали огромные толпы зевак, имена пилотов, как национальных героев, были у всех на устах.


Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция

При планировании военных действий на зиму 1944 года целью операций советских войск на северо-западном направлении являлся разгром немецкой группы армий "Север", полное снятие блокады Ленинграда, освобождение Ленинградской области от противника, создание благоприятных условий для переноса боевых действий на территорию Прибалтики.


К 75-летию освобождения города Луги

14 января 1944 года войска Ленинградского фронта перешли в наступление, разгромили Петергофскую и Стрельнинскую группировки врага и, развивая успех, начали продвижение к Луге и Нарве.


По воспоминаниям актеров старого театра

И сейчас, спустя много лет, жители Луги помнят о Наталье Никулиной. Она была театральным режиссером, и студия ее имени по сей день скрывается в недрах городского Дома культуры. Она писала стихи. Через ее театр прошло множество людей, и всем она нашла место в общем деле.


Трудная история праздника Рождества

Рождество - один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.


Диссиденты. Часть первая

Слово диссидент пришло в русский язык из 60-х. В энциклопедии читаем: dissidens – (несогласный) – человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с принятыми в обществе.


Диссиденты. Часть вторая

Жили у нас в городе и бывшие дворяне. Геннадий Кокорев прожил в Луге всю свою жизнь. А вот отец Геннадия, по его словам, был „барчонком“ - сыном владельца большого имения на Лисьем Носу в черте Санкт-Петербурга.


Могилу адмирала Неплюева благоустроят и отреставрируют за счет фонда из Оренбурга

В деревне Поддубье Лужского района покоится прах адмирала Неплюева, который являлся губернатором Оренбурга. Фонд "Регионразвитие" из этого города планирует благоустроить и отреставрировать могилу адмирала.


Древняя история Полужья

Заселение Полужья происходило вслед за отступающим ледником в эпоху мезолита. К этой эпохе относится самая древняя стоянка первобытного человека на территории Лужского муниципального района. Она открыта археологом В. Ш. Тимофеевым в 1982 г. у д. Соколок.


За кулисами убийства Кирова

27 марта весь цивилизованный мир отмечает Международный день театра. И мало кто вспомнил о том, что эта же дата является днем рождения Кирова - одного из самых ярких персонажей политического театра эпохи 20-30 годов.


На пароходе по реке Луге

В начале ХХ века предприниматель Павел Петрович Плетцер наладил регулярное пароходное сообщение. В Луге, на берегу реки у Городского сада находилась пристань. Сюда подходили небольшие пароходики и развозили пассажиров по селам Лужского уезда.


Катастрофа на пароходе “Луга”, произошедшая в начале XX века

В июле 1902 года в петербургских газетах появляется сообщение о катострофе. На реке Луга пошел ко дну пароход.


Читали газеты и сто лет назад

18 июня 1909 года в Луге вышел первый номер местной газеты. Вашему вниманию предлагается глава из книги "Незнакомая Луга" профессора, доктора исторических наук СПбГУ Валентина Ивановича Хрисанфова.


Боевой путь товарища Дмитриева

Об Иване Дмитриевиче Дмитриеве написано не очень много. До войны он был первым секретарем Лужского райкома партии. По воспоминаниям современников это был человек кристальной душевной чистоты, чуткий к нуждам людей, непримиримый к любым недостаткам в работе партийных и советских органов.


Из сообщения секретаря Лужского райкома ВКП(б) Дмитриева об организации крушения воинского эшелона

Перед группой в 6 чел., выделенной для организации взрыва поезда, была поставлена задача: взорвать воинский эшелон с военной техникой и людьми, направляемыми из резервных немецких частей, расположенных в Луге, в виде пополнения на Ленинградский фронт.


А помним ли?

К сожалению, об Иване Дмитриевиче Дмитриевом сравнительно мало информации. Известно, что он являлся уроженцем деревни Псоедь Осьминского поселения, работал первым секретарем Лужского райкома, проявил себя во время войны, был награжден орденом Ленина.











Голубковская церковь

Главные объекты строительства – школы и садики

Область и федеральный центр продолжают решать проблему долгостроев

"Турнир сильнейших" по настольному теннису

Заседание краеведов

Поездка в "Орленок"

Область вдвое увеличила число эвакуированных санавиацией

Депутаты обсудили с губернатором состояние реки Оредеж

Становление Осьминской молодежи

Область стандартизирует качество транспорта

Совавший нос в чужие дела лужанин попался полиции на Балтийском вокзале

Лес из Ленобласти едет в Китай и Египет



Авария под Лугой, в которой погиб юный пассажир "Форда", стала уголовным делом

Что нам стоит мост построить?

Жители Заречной части города получили новые квитанции на 3500 рублей

Подросток встретил первое утро Нового года в коме в больнице Луги

Делать добро – просто!

Пенсионер не пережил нападение с топором в Осьмино

Сводка по происшествиям в Лужском районе


Сезон пала травы

Большинство природных пожаров происходит из-за бесконтрольных палов сухой травы и растительности. Обычно палы проводятся населением без соблюдения правил пожарной безопасности, что приводит к переходу огня на населенные пункты, объекты экономики, земли лесного фонда.



Поездка в "Орленок"

Совавший нос в чужие дела лужанин попался полиции на Балтийском вокзале

Сводка по происшествиям в Лужском районе

Молодые семьи Ленобласти получат 110 млн рублей на улучшение жилищных условий

Соревнования по общей физической подготовке

Церковь Флора и Лавра в Клюкошицах

Авария под Лугой, в которой погиб юный пассажир "Форда", стала уголовным делом



Область и федеральный центр продолжают решать проблему долгостроев

Заседание краеведов

Область вдвое увеличила число эвакуированных санавиацией

Становление Осьминской молодежи

Совавший нос в чужие дела лужанин попался полиции на Балтийском вокзале

Военнослужащего из Луги проверяет надзор ЗВО после лукавого заявления об угоне "Дастера", заложенного в автоломбарде

Как в Луге ждут ремонт большого зала Дома культуры

Сводка по пожарам в Лужском районе



История основания города Луга

Луга появилась на карте государства Российского в связи с изменением административно-территориального деления страны в годы правления Екатерины II. 3 августа 1777 года выходит указ «... об учреждении уездов Псковского, Островского, Опочецкого, Великолуцкого, Торопецкого, Холмского, Порховского …» О переименовании Холмского посада в город Холм и далее дословно: «на реке Луге учредить новый город близ урочища, где река Вревка в Лугу впадает, наименовав оный город Луга...». Выполнение указа предписывалось исполнить до декабря 1777 года Якову Сиверсу – Тверскому, Новгородскому и Псковскому наместнику. Торжественное открытие города Луги состоялось 13(24) января следующего 1778 года





(С) Медиапортал "События и комментарии", Санкт-Петербург, Ленинградская область, 2001 - 2019

При использовании материалов ссылка на источники информации обязательна. Некоторые материалы
сайта могут содержать информацию только для лиц старше 18 лет. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов материалов. Главный редактор Дмитрий Ефимов

На главную   События ТВ   События Радио   О нас   Рекламодателям   Контакты